«Роль школы — сформировать основу, на которой можно построить любое здание»

Вопрос о том, что традиционная система образования уже не отвечает запросам времени и не способна дать ребенку необходимый комплекс знаний, который позволит ему в дальнейшем двигаться в правильном направлении, уже набил аскомину. Безусловно, вопрос сложный и многогранный, на который нет однозначного ответа.
О «школе мечты», подходах к обучению, об альтернативах в системе образования мы поговорили с Натальей Искорцевой-Кунской.

Наталья — мама троих детей, HR-директор TUT.BY, соучредитель частной средней школы Stembridge.

 

— Почему подходы к обучению в традиционной общеобразовательной школе не позволяют современному школьнику в полной мере раскрыть весь его потенциал?

— Выскажу свое личное мнение. Что такое потенциал? Это таланты и способности, которые могут развиваться. Я глубоко убеждена, что потенциал есть у каждого. Но чтобы его раскрыть, необходимы несколько условий: должна быть такая среда, в котором определенный талант/способность могут развиваться, и этот талант должен быть нужен там, где он может быть раскрыт.

А какие таланты нужны в традиционной школе? Нужны ли там свободное мышление и высказывание своей точки зрения? Когда в классе 30 (плюс-минус) человек и 45 минут на урок, в рамках которого нужно проверить у всех домашнее задание, объяснить новый материал, отработать его и записать домашнее задание на следующий урок?
Или нужна коммуникация и умение выстраивать сеть знакомств (тот самый нетворкинг)? Когда классы пересекаются в коридорах на пять минут (где ни зон отдыха, ни общей деятельности) или несколько раз в году на школьных соревнованиях или ярмарках — и снова по классам с соревновательным моментом?

Или нужно в школе критическое мышление? Чтобы на уроке ученик во время объяснения нового материала мог сказать – а я на youtube видел, что по последним исследованиям это уже не так, а вот так…? То есть, мне кажется, что в силу своего устройства, традиционная школа больше не учитывает всего разнообразия современной жизни, а потому не может ни заметить, ни актуализировать, ни дать ту самую среду для раскрытия потенциала всех школьников.

Фото с сайта www.sciencebeyond.org

— Многие родители, понимая это, ищут ей альтернативу. И нужно отметить, что частных учебных заведений (особенно в столице) с каждым годом становится все больше. Каждое из них позиционирует себя как уникальное в своем роде, способствующее развитию у ребенка естественного интереса к познанию нового, формированию креативности, творческому мышлению. По каким критериям лучше выбирать частную школу для своего ребенка? На что обращать внимание?

— Меня часто спрашивают: «А что вы посоветуете?» или «А что вы скажете о такой-то вот школе?», на что я обычно отвечаю: «смотря какие у вас цели». Есть школы, где веганское питание и полная свобода у ребенка. И для кого-то — это именно то, что нужно. А есть школы, где занятия с утра до самого вечера, многочасовые домашние задания, три иностранных одновременно и все предметы углубленно – и своя целевая аудитория тоже у них есть. Мое мнение, в первую очередь родителям предстоит решить, чего они хотят от школы. Это может быть просто счастье каждый день. Или гарантия высоких баллов на ЦТ. Или роскошные стены-техника-мебель … Но лично я радуюсь, когда для родителей важны педагоги – ведь именно они много часов рядом с детьми. И когда они важны не только как функция («сколько у него/нее олимпиадников/дипломов/публикаций…?»), а как целостные личности и проводники для ребенка в мир знаний и навыков («покажите, как он/она общается с детьми», «а как он/она строит свои занятия?», «а как к учителю дети относятся?» …). А еще мне кажется важным такой критерий, как ценности: чем живет школа, какие у нее принципы и почему именно такие (чтобы понять, что декламируется и как школа по-настоящему живет). И все это создает атмосферу. На мой взгляд, важно к ней прикоснуться, побыть в ней, чтобы сделать выбор.

Основные критерии при принятии решения о выборе школы для детей: цели, ценности, педагоги. И не только на уровне красивых слов, но и по ощущениям тоже смотреть (ведь дети живут в мире чувств очень органично).

Фото с сайта www.steam-school.com.ua

— Какой подход к обучению используется в вашей школе?

— Во-первых, чему учим? Знания и навыки формируем сквозь призму полезности и интереса. Вектор на STEM (Science — наука, Technology — технологии, Engineering — инженерия, Mathematics — математика), но не забывая о гуманитарном цикле дисцплин. Плюс так называемые мягкие навыки (эффективная коммуникация и командная работа, эмоциональный интеллект, осознанность и разрешение конфликтов, риторика и навыки публичных выступлений и презентаций своих идей, конструктивной аргументации и переговоров). А также развиваем мышление – формируем навыки креативного и критического мышления и принятия решений в условиях неопределенности.

Во-вторых, как учим: деятельностный проблемно-ориентированный подход; метапредметность: интеграция разных дисциплин в исследовательские и творческие проекты; межвозрастное взаимодействие; дизайн-мышление и решение нестандартных задач.

А также важный момент: мы учим посредством того, как живем, собственным примером. То есть, если мы говорим о командной работе, то мы — учителя и администрация школы — именно как команда живем и работаем. Если говорим об уважении – это тоже работает во все стороны и каждую секунду. А если — про критическое мышление, то поощряем сомневаться и находить аргументы, а не верить учителю на слово. И это не только на уроках. Целостность жизни в школе – это важный для нас момент.

И последнее, но не менее важное. Мы уверены, что каждый человек уникален. И задача школы – помочь каждому ученику найти свои сильные стороны и зоны интереса и научить развивать их и выстраивать на них свой дальнейший жизненный путь.

Фото с сайта www.steamcraftedu.com.

— Как осуществляется система контроля качества усвоенных знаний с условием требований Министерства образования?

— В плане контроля очень много уже изобретено для нас – это мы и используем. А вот принципиальный момент, о котором есть смысл поговорить – это про оценки. Знаете же эту фразу, которую дети часто произносят с опущенными руками: «уже выставлено в журнал…»?

Для нас очень важно было уйти от такой фатальности в оценке, переведя это в динамику и качественную обратную связь. То есть оценка – это обозначение того, какой объем знаний был усвоен или какой объем материала обработан. И если ученик хочет повысить оценку (которая обозначает результат его труда), то он/она знает, что конкретно и в какие сроки нужно сделать. Так ученик, во-первых, видит результат своего труда и, во-вторых, может сам влиять на этот результат.

— Часто приходится слышать жалобы о том, что экзамены в вуз и экзамены в школе по одному и тому же предмету не имеют ничего общего между собой. Зачастую родителям одиннадцатиклассников приходится нанимать репетитора (-ов), чтобы подготовиться к сдаче вступительных экзаменов. Дает ли обучение в частной школе качество знаний, достаточное для поступления в вуз без помощи репетитора?

— Я поступала в вуз почти 20 лет назад – уже тогда многим были нужны репетиторы. И к сожалению, ситуация только усугубляется со временем. Но может быть по-другому. При использовании более современных технологий обучения, при работе со внутренней мотивацией и целеполаганием и, банально, при большем количестве времени, которое учителя могут уделить каждому ученику, я уверена, наши дети смогут обходиться без репетиторов. И на своем наработанном в школьный период багаже знаний и навыков смогут поступить в любой вуз. И совершенно не важно, какой вуз и где он находится.

Фото с сайта www.hamiltonbuhl.com.

— Значительная часть старшеклассников, учась в традиционной школе, не задумывается о своем будущем, о будущей профессии. Как обучение в частном учреждении может помочь ребенку более осознанному отношению к себе, своему будущему, близким?

— Вот ключевой вопрос – за него отдельное спасибо! Сейчас объясню.

Для начала, позволю себе немного не согласиться – в части того, что старшеклассники не задумываются о будущем. Задумываются. Но им очень сложно, потому что мир сейчас меняется с невероятными скоростями. Каждый год уже появляются новые профессии: биомедик и биоэтик, урбанист-эколог, системный био-технолог, специалист по кулинарным коммуникациям, оператор медицинских роботов, кибердетектив, менеджер образовательных траекторий, диджитал археолог, IT-евангелист, марчар, нейролингвист, специалист по human design… Со всех сторон говорится о том, что нашим детям придется освоить и сменить до 10 профессий за жизнь. Так что речь уже не идет о том, чтобы в юношестве сделать судьбоносный выбор, кем быть во взрослой (=настоящей) жизни. А, скорее, с чего начать и в каком направлении двигаться. Когда мир нестабилен и будущее неизвестно, человеку очень важно быть самому по себе устойчивым и целостным. И умеющим жить в социуме, каким бы он ни был (человек – социальное существо). И в этом – основная роль школы сейчас: сформировать тот самый базис, фундамент, на котором потом можно будет абсолютно любое здание построить. Этот фундамент – это основные навыки 21 века, которые состоят из базовой грамотности, компетенций, и качеств характера.

27.06.2018

Источник: mamochki.by

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

купить кровать двуспальную

krovati812.ru

крыша от производителя

sstkvik.ru

купить самодельные стрелы для лука

sportgun.ru

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.