«На детских спектаклях не заработаешь»

С 18 ноября по 4 декабря в Москве пройдет I Международный Большой детский фестиваль, инициированный народным артистом России Сергеем Безруковым. В преддверии смотра «Известия» встретились с актером и расспросили его о воспитании юных зрителей, грядущих кинопремьерах и творческом тандеме с супругой.

Рок от Безрукова: артист дебютировал в качестве фронтмена

В честь своего 45-летия юбиляр выступил с группой «Крестный папа»

— Буквально в мае в интервью «Известиям» вы говорили о том, что государство должно обратить внимание на детские театры. И вот, уже в ноябре, стартует ваш фестиваль. Получается, Министерство культуры к вам прислушалось?

— Да. Я действительно выступал с инициативой помочь детским театрам, особенно в регионах. Многие из них находятся в плачевном состоянии, денег не хватает не то что на новые хорошие постановки и современное оборудование, но порой даже на капитальный ремонт, на достойные надбавки актерам. Не только я, но и многие мои коллеги не раз говорили, что театр не может выжить без хорошей государственной поддержки: он либо умрет, либо переродится в нечто сугубо коммерческое и весьма далекое от искусства. Театр не может быть самоокупаемым, а детский театр — тем более. Если у спектаклей для взрослых еще есть шансы хотя бы выйти в ноль, то у детского спектакля таких шансов нет совсем. Ведь билет на детский спектакль не может быть дорогим. На детском театре не заработаешь. Нужно раз и навсегда осознать, что это инвестиция в культуру, в будущее наших детей.

К счастью, нас услышали. Благодаря проекту «Театры — детям» региональным коллективам за минувший год были выделены хорошие средства, которые они смогли потратить на ремонт, приобретение технического оснащения и новые постановки.

— Какие задачи вы ставите перед своим новым детищем — Большим детским фестивалем?

— Идея в том, чтобы создать пространство, где за небольшой промежуток времени, скажем, за месяц, можно увидеть все лучшее, что делается для детей. Ведь у нас в стране проводится множество театральных фестивалей среди театров кукол и ТЮЗов, смотры анимации и так далее. Их десятки в разных регионах, но о большинстве из них мы просто не слышали, а имена их лауреатов знакомы разве что узким специалистам. Но порой в глубинке рождаются потрясающие произведения искусства.

театр

Cпектакль для детей «Остров сокровищ» на сцене Московского Губернского театра

Фото: Московский Губернский театр/m-g-t.ru

«Любовь к театру надо прививать с детства»

Народный артист России Сергей Безруков — о воспитании новых поколений публики, финансировании региональных коллективов и спецэффектах на сцене

Мне бы хотелось собирать у нас лауреатов всех профессиональных фестивалей и смотров перформативного искусства для юных зрителей, чтобы независимое жюри, собранное из обычных ребят, честно присуждало приз лучшим в каждом конкурсе. Сдается мне, результаты могут быть самыми непредсказуемыми! Таким образом, мы обходим проблему всех фестивалей, главные вопросы к которым — «Кто те эксперты, которые осуществляют предварительный отбор?» и, конечно же, «А судьи кто?». В нашем случае экспертами-отборщиками выступят другие фестивали, а судьями будут зрители — наши дети. Мне кажется, честнее быть не может.

В этом году конкурсная программа включает в себя только спектакли для детей и юношества, которые были поставлены на средства проекта «Театры — детям». Также в рамках фестиваля состоятся Дни детского кино и анимации, которые пройдут в кинотеатре «Иллюзион» — их можно будет посетить бесплатно, по предварительной регистрации. А в лектории «Заповедного посольства» парка «Зарядье» запланирована образовательная программа, где мастер-классы и лекции проведут известные теоретики и практики театра. Но уже со следующего фестиваля планируется проводить конкурс среди не только спектаклей, но и других жанров: детского кино и анимации, музыкальных постановок, ледовых и цирковых шоу.

Хочется отметить, что на церемонии закрытия нашего смотра в Доме музыки будет впервые вручена премия правительства РФ за лучшую постановку по литературе из школьной программы. Она была учреждена совсем недавно. Для нас это большая честь, особенно в преддверии Года театра.

Театр

В театре дети быстро считывают «правила игры» и включаются в нее, если это сделано талантливо

Фото: РИА Новости/Владимир Трефилов

— Вы — сторонник экспериментов. Нужны ли они детскому театру?

— Эксперимент эксперименту рознь. Иной раз, придя в театр, видишь такой эксперимент, что впору задуматься о душевном здоровье экспериментатора… Дети — особая публика. С одной стороны, они сами великие экспериментаторы — постоянно всё пробуют, испытывают на прочность — так они познают мир. В театре дети быстро считывают «правила игры» и включаются в нее, если это сделано талантливо. Но, в то же время, дети и великие консерваторы — ребенку не объяснишь, например, что Красную Шапочку играет дяденька, потому что художник «так видит». Тогда уж лучше классика, чем такой эксперимент.

Синее-синее счастье поселилось в центре Москвы

Театр наций представил новогоднюю историю о таинственной птице и добрых поступках

У нас в фестивале участвует чудесный спектакль «Летающий велосипед» Руслана Кудашова, героями которого стали великие художники-экспериментаторы: Пикассо, Ван Гог, Шагал, Матисс. Они рассказывают свои истории при помощи теней и персонажей, сошедших с картин. Еще пример — постановка из Петрозаводска «Бежин луг», решенная в жанре хоррора, что для театра необычно. Эксперимент? Да. Главное, чтобы это было талантливо и волновало детские умы, цепляло за живое, и чтобы режиссерские ходы детям не приходилось разгадывать как ребусы — только тогда это имеет смысл.

— Какие проблемы детского театра открылись перед вами в ходе организации фестиваля?

— Самая неожиданная, и в то же время, понятная проблема, что львиную долю заявок, присланных ТЮЗами на Большой детский фестиваль, составили спектакли с возрастным ограничением 16+ и даже 18+. И это показательно: большую долю репертуара детских театров составляют спектакли для взрослых и юношества, в лучшем случае — постановки по школьной программе. Думаю, причина этого в том, что театрам нужно выживать, а на детских спектаклях не заработаешь. Отсюда и перекос.

театр

Актер драматического театра и кино Сергей Безруков

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Вы уже состоялись в профессии, но при этом не ограничиваете себя актерской игрой — занимаетесь и режиссурой, и организацией различных проектов, и обязанностями худрука… Что из этого приносит вам удовольствие, а что — тяготит?

— Мне доставляет удовольствие всё, что мне интересно, а другим я просто не занимаюсь. Интересно играть, сниматься, ставить спектакли, руководить театром и петь с моей группой «Крестный папа». В этом многообразии есть особый кайф.

— Свой 45-й день рождения вы отметили на сцене первым сольным рок-концертом. Каково послевкусие?

Бунтарь в Кремле

Артисты Московского Губернского театра сыграли спектакль о Владимире Высоцком в Кремлевском дворце

— Послевкусие фантастическое! Это был самый потрясающий день рождения в моей жизни! Я не раз выступал на больших площадках со спектаклями, были даже 6-тысячные залы — например, «Хулиган. Исповедь» мы играли в Кремлевском дворце. Но спектакль и рок-концерт — это совершенно разные вещи в плане эмоциональной реакции зрителей. Когда полный зал твоих поклонников внимательно смотрит и тепло принимает спектакль — это всё равно иная отдача, нежели у публики на рок-концерте.

— Я заметила, что вы стали активно приглашать в труппу Губернского театра раскрученных артистов. Нехватка звездных имен?

— Талантливые актеры всегда нужны театру. А если они известны и любимы зрителем — это большая удача. Актер Антон Богданов («Реальные пацаны», «Елки». — «Известия») работает с нами с первого сезона, играет в спектакле «Прекрасное Далеко» Павла Артемьева. Сейчас Паша ставит спектакль по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина и на главную роль снова пригласил Антона. Там есть что играть, и я верю, что Антон раскроется с неожиданной стороны. Премьера совсем скоро, в начале декабря. Аня Снаткина сейчас работает у нас в «Приключениях Фандорина», а вскоре тоже будет играть в новом спектакле.

театр

Сцена из спектакля «Калигула» по мотивам пьесы Альбера Камю в постановке Сергея Землянского на сцене Московского Губернского театра

Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина

— В декабре у вас с супругой режиссером Анной Матисон выходит очередной фильм, снятый в творческом тандеме, — «Заповедник». Не удивлюсь, если вы уже вынашиваете идею новой совместной картины.

— Не торопите события, ведь, помимо премьеры «Заповедника», нам совсем скоро предстоит другая, не менее важная премьера — родительская. Сначала поработаем над этим (улыбается). Но и проката фильма по мотивам повести Довлатова мы тоже ждем с нетерпением. Это лирическая комедия, действие перенесено в наши дни. Мы хотели посмотреть на прозу этого писателя современным взглядом, приблизить происходящее в ней к сегодняшним реалиям. Например, новое прочтение требовало замены профессии героя. Все-таки о внутреннем мире писателя и его вдохновении интересно именно читать. А кино — визуальное искусство. Поэтому главного героя — писателя Бориса — мы заменили на рок-музыканта Константина. Но при этом юмор и атмосфера довлатовской прозы остались неизменными. 

Сергей Безруков сыграет главную роль в рок-опере о Степане Разине

В фильме много легкого, по-довлатовски интеллигентного, «акварельного» юмора, замечательные комедийные образы в исполнении Анны Михалковой, Гоши Куценко, Саши Семчева. Даже наследники Довлатова, посмотрев, отметили, что, несмотря на перенос в наше время, здесь чувствуется стиль Довлатова, его атмосфера. Сохранена и главная тема — мы снимали фильм о любви и семье.

— Вы с женой представители творческих профессий. Как происходит ваше взаимодействие? Кто кого обычно вдохновляет?

— Это сложно описать, мы оба друг друга периодически «заводим» какими-то идеями. Это же творчество, невозможно сказать, кто первый и кто кого вдохновил. Да и не нужно. Главное, чтобы это длилось как можно дольше.

Театр

Художественный руководитель Московского Губернского драматического театра, актер Сергей Безруков с женой режиссером Анной Матисон

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Не поделитесь своими рецептами воспитания детей?

— Неблагодарное это дело — давать рецепты. У меня другая профессия. Тем более все дети разные. Кому-то подходит одно, кому-то — другое. В чем я точно уверен — ребенка можно воспитать только на своем примере. Если малыш видит, как его родители читают, то и он будет читать. А если они только смотрят телевизор и проводят время с гаджетами, то чего тогда ждать от ребенка? Всё, что ты хочешь привить своим детям, сначала нужно воспитать в самом себе. И, конечно, надо стараться проводить с ребенком побольше времени. С моим графиком это бывает сложно, но если захочешь, время всегда найдется.

— Кстати, о графике. 2018 год для вас был особенно ударным. Вы сами признавались в интервью, что работали без выходных. Вам комфортно жить на пределе  человеческих ресурсов?

— Я привык к такому темпу и не очень представляю, как можно жить по-другому. Очень много планов, хочется все успеть. Идеи ведь витают в воздухе — не успел что-то воплотить, глядишь, уже кто-то за тебя сделал. Обидно! (смеется) Пока здоровья хватает, слава Богу. А там — посмотрим.

театр

Сергей Безруков дал первый в своей карьере рок-концерт, выступив вместе со своей рок-группой «Крестный папа»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

Безруков заявил о необходимости принять закон о меценатстве

— А хандра и уныние вас когда-нибудь посещают?

— Конечно. Я ведь живой человек. Другое дело, что нельзя позволять себе в этом состоянии застрять.

— Осенью вы снимались в многосерийном фильме Александра Велединского по роману «Обитель» Захара Прилепина. Какого персонажа вы сыграли на этот раз?

— У меня очень непростая роль — играю Эйхманиса, начальника лагеря. Это цельный, жесткий человек, который хочет создать новую цивилизацию, некую лабораторию людей будущего. Эйхманис пытается выстроить, как ему кажется, райские условия для заключенных в лагере и искренне не понимает, почему люди бегут из этого «рая», ведь у них есть всё! Чем они недовольны? Да, все есть, но рай в клетке — это всё равно клетка. Интересная и неоднозначная история, я надеюсь, всё получится достойно. Съемки только что завершились.

— И напоследок скажите: какой самый простой путь к счастью?

— Мудрые люди говорят, что счастье — это и есть путь. Но в этом пути хорошо бы быть с тем, кого любишь, и делать то, что любишь.

Справка «Известий»

Сергей Безруков окончил Школу-студию МХАТ (мастерская Олега Табакова).

Сыграл более 60 ролей в кино, в том числе воплотил на экране Александра Пушкина, Владимира Высоцкого и Сергея Есенина. С 2014 года — художественный руководитель Московского Губернского театра. Лауреат Государственной премии РФ, народный артист России.

 

Источник: iz.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Станок для резки натурального камня цена

станки для резки камня, плитки, блоков

yta.ru

специальность Менеджмент заочное отделение СПБ

spb.diobraz.ru

бездепозитный бонус за регистрацию

ru.lackybonus.com

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.